Главный редактор "Нефти и Капитала" Владимир Бобыа" Владимир Бобылев:
На 2025 год в бюджете РФ была заложена цена в $70 за баррель, но Минфин прогнозирует среднюю цену на этот год в $60, что, по оценкам того же Минфина, приведёт к бюджетному дефициту в размере 1% от ВВП (около 2 трлн руб. - ПЭ). Это приведёт не только к снижению доходов от нефти, но и от газа по тем контрактам, где заложена формульная цена в привязке к стоимости нефти.
Однако падение цен на нефть - это проблема не только для России, но и для её партнеров по соглашению ОПЕК+, которые, кстати, с апреля намерены постепенно восстанавливать добычу нефти. Кстати, картель ждет спроса на нефть в мире на уровне 105,2 млн б/с в этом и 106,6 млн б/с в следующем годах. В 2024 году спрос на нефть в ОПЕК оценили в 103,75 млн б/с.
Поэтому говорить о стабильном и долгосрочном падении спроса на нефть не стоит и, следовательно, падение цен на нефть вряд ли будет драматическим как по уровню, так и по продолжительности.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС, д.э.н., автор [TELEGRAM] Telegram-канала Klimaанала Klimanov.ru Владимир Клov.ru Владимир Климанов:
Снижение мировых цен на нефть всегда негативно сказывалось на состоянии российской экономики и сбалансированности федерального бюджета. В то же время сейчас зависимость бюджета от нефтегазовых доходов ниже, чем была в предыдущие годы – на 2025 год это всего 27%, в то время как в 2022 году эта доля была выше двух пятых, а ранее доходила почти до половины. Это в большой степени связано с сокращением платежей по экспортным пошлинам из-за снижения поставок российской нефти на мировые рынки, а также и с опережающим ростом доходов бюджета от других отраслей экономики. Кроме того, уже сейчас существуют санкционно установленные потолки цен для российской нефти, которая из-за этого продается с дисконтом. Поэтому в целом снижение цен на нефть в условиях установленных ограничений будет менее болезненным, чем в предыдущие годы. При этом более крупный удар нанесут именно санкции, действий которых только расширяется.
Главный аналитик Ингосстрах Банка Петр АБанка Петр Арронет:
В проекте бюджета на 2025-2027 гг. Минфин уже заложил снижение цен на нефть. В таких ситуациях Минфин вместе с ЦБ стараются поддерживать курс иностранной валюты, чтобы не возникло сильного падения нефтегазовых доходов бюджета. Либо компенсировать снижение нефтегазовых доходов за счет продажи иностранной валюты по высокому курсу из ликвидной части ФНБ. Пока в марте мы наблюдаем ежедневную покупку иностранной валюты и золота со стороны Минфина на уровне 2,9 млрд руб. в рамках бюджетного правила и на фоне сильного снижения курса иностранной валюты.
(продолжение в следующем посте)
14